-Методики раннего развития: плюсы и минусы |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Administrator | |||
13.09.2010 08:34 | |||
Прошло еще каких-то полгода – и его стало интересовать все на свете, а вы уже подумываете о том, как сделать своего любознательного кроху еще более разносторонне развитым, чтобы он вырос гармоничным, умным, здоровым и сильным. Читаете книги о раннем развитии, покупаете в огромных количествах развивающие игрушки и, конечно же, знакомитесь с методиками развития детей до года.
Стоит ли говорить о том, что методы раннего развития, с точки зрения детских психологов, имеют не только плюсы, но и минусы, и прежде чем следовать той или иной теории, нужно тщательно в ней разобраться. Сегодня нам поможет это сделать детский психолог и молодая мама Елена Хабирова.
Глен Доман
«Дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Вот примерно такова суть методики военного медика Глена Домана. Применительно к детям именитый специалист в своих книгах уверяет, что ребенка следует развивать в период роста головного мозга, а именно до семи с половиной лет. Причем наиболее важными считаются первые три года жизни малыша: в это время мозг развивается наиболее интенсивно.
Зрительное восприятие – самое важное в методе Домана. Обучение, согласно его теории, происходит так: с первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей, исторических событий и многого другого. Доман считает, что такое обучение стимулирует развитие различных отделов мозга, благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.
– Елена, каковы плюсы и минусы этого метода развития?
– Плюсы очевидны: дети, с которыми занимаются по этой методике, на самом деле получают огромное количество информации о различных сторонах жизни, рано учатся читать и считать. Количество информации у таких «школяров» действительно огромно, они обладают практически энциклопедическими знаниями. Что касается минусов, то и без них не обошлось: дети получают саму информацию, но не умеют с ней работать: по словам логопедов, это способно вызвать задержку речевого развития. Помимо этого складывается стереотип пассивного потребления, когда ребенок не использует имеющиеся знания. Не охвачено вниманием физическое развитие ребенка, социальные связи, мировоззрение.
Просто Мария
Методику Марии Монтессори без сомнения можно причислить к одним из самых известных: на сегодняшний день существует масса центров и детских садов, пропагандирующих создание развивающей среды для малышей и политику невмешательства в естественное развитие ребенка. Суть методики Монтессори – развитие индивидуальности малыша, и при правильном подходе она дает впечатляющие результаты. Монтессори побуждает развивать все хорошее в ребенке, прислушиваться к нему.
Плюсы и минусы: «Привлекает то, что в данной методике внимание направлено на развитие не только интеллекта, но и социальных отношений (разновозрастные группы), эстетического вкуса и прочего. Кроме того, нет соревновательного момента – ребенок учится сравнивать свои успехи с предыдущими, но это и минус при определенном подходе: в реальной жизни уже в школе подчас существует жесткая конкуренция, отсюда могут возникнуть трудности адаптации. Еще один негативный момент: в домашних условиях полностью придерживаться этой методики практически невозможно».
Методика Елены Попляновой
Имя челябинского композитора, а уж тем более ее методика развития маленьких детей, как ни странно, не на слуху. Тем не менее с ее творчеством знакомы не только в России, но и за границей. Последние десять лет композитор углубилась в педагогическую деятельность: проводит семинары и мастер-классы в городах России, издаёт книги, выступает с творческими встречами и концертами.
Развитие ребенка по методу Попляновой происходит сначала в утробе матери, а в более сознательном возрасте – путем совместного творчества: пения и музыкальных занятий. Композитор предложила использовать влияние музыки на процесс развития плода, а затем – и на новорождённого ребенка. Шестнадцать лет назад она одной из первых не только в нашем городе, но и в России организовала школу для будущих мам (при детской поликлинике №8). Здесь слушают музыку, поют, танцуют, играют на самых разных инструментах – от ксилофона и гитары до бубна и фортепиано.
Плюсы и минусы: «Хорошо то, что через занятия музыкой происходит формирование эстетического вкуса и эмоционального интеллекта, а это нынче чрезвычайно востребовано и модно. Идет развитие творчества через создание и проигрывание игровых ситуаций, формируются социальные отношения. Среди минусов – у нас Поплянова, к сожалению, не очень известный автор методики (используют ее песни, но не схему занятия).«Плавать раньше, чем ходить»
Приверженцы методика Захария Фирсова «Плавать раньше, чем ходить» уверяют, что детки, адаптированные к водной стихии, умеющие плавать с рождения, лучше развиваются как с точки зрения физических показателей, так и с точки зрения духовного здоровья: они более спокойные и уравновешенные. Делается акцент и на то, что юные пловцы начинают самостоятельно ходить уже до года.
Плюсы и минусы: «Эта методика развития подходит практически всем детям,– говорит Елена Хабирова. – Малыши действительно становятся не только более здоровыми и закаленными, но и практически не болеют ОРЗ, физически выносливы. Кроме этого, дети начинают интеллектуально развиваться быстрее своих сверстников,быстрее осваивают новое, более уверены в социальных контактах. Весомым минусом можно считать следующий момент: качество наших бассейнов, даже детских, может многих отвратить от плавания. Вода, как правило, хлорированная, что, конечно же, негативно сказывается на состоянии кожи и слизистых ребенка. На такие жертвы, я думаю, ни одна мама не отважится».
http://cheldiplom.ru/teach/305637.html
|
|||
Обновлено 13.09.2010 10:14 |