Злопамятство - естественное развитие ребенка |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Administrator | |||
09.08.2019 07:09 | |||
![]() Принцип прямой взаимности - расплачиваться с теми, кто помог вам в прошлом - настолько важен в повседневной жизни, что ему часто присущ моральный статус. Во многих обществах отказ вернуть услугу может считаться большим преступлением. Помимо личного уровня, исследователи утверждают, что прямая взаимность может объяснить как успех сообществ, так и развитие сотрудничества в целом. Мы пришли к выводу, что если взаимность действительно является чем-то, что развилось как основа взаимодействия людей с другими, то это должно быть естественным для маленьких детей. Злопамятство - естественное развитие ребенка. Гипотеза Чтобы проверить эту гипотезу, мы разработали простую компьютерную игру для детей от 4 до 8 лет. Дети общались с четырьмя аватарами, которые, как мы сказали, были другими детьми, играющими в игру. В одном варианте задания все «другие дети» получили стикер, оставив ребенка без такового. Но затем один из игроков отдал свою наклейку ребенку. На следующем этапе игры ребенок получил вторую наклейку, которую он мог подарить одному из других игроков. Конечно, самый очевидный выбор - вернуть одолжение и отдать эту наклейку своему предыдущему благотворителю? На самом деле, ответ был однозначным, нет. Даже когда они вынуждены раздавать свою новую наклейку и даже при общении с людьми, которые были членами их одной социальной группы, дети всех возрастов случайным образом отдавали одному из других игроков. Их поведение не показало никаких признаков прямой взаимности. Что-то не так с нашей задачей? Или маленьким детям было слишком сложно отслеживать, кто что сделал? Это не похоже на это - когда мы спросили их, почти все дети вспомнили, кто дал им наклейку. Мы обнаружили этот же эффект несколько раз в других группах детей, опять же не обнаружив никаких доказательств того, что они уважают принцип «Ты поцарапал мою спину, а я поцарапал вашу». Означает ли это, что дети никогда не проявляют прямой взаимности? Не совсем. На самом деле, они делали это просто в форме обиды, а не благодарности. Это результат естественного развития ребенка. Расплата с наказанием Прямая взаимность на самом деле бывает двух видов. В дополнение к положительной форме возврата пособий - проявление благодарности - есть отрицательная форма возврата травм - удержание недовольства. Эта негативная форма также заключена в пословицах, таких как «око за око». Мы проверили отрицательную форму прямой взаимности с другой группой детей, которые сыграли «крадущую» версию задания. Дети начали с наклейки, которую затем украл один из четырех компьютерных игроков. Позже у других игроков были наклейки, и у ребенка была возможность взять у одного из них. Теперь дети ответили, часто с удовольствием, выхватывая наклейку у вора, чтобы сравнять счет. Почему дети того же возраста стремились отомстить, но не заботились о возвращении услуги? Здесь также ошибки памяти или предубеждения не могли объяснить это явление: дети хорошо помнили хорошего человека, как средний человек, но отвечали взаимностью только в случае отрицательного поведения.
|